Обзор AMD Radeon RX 7900 XTX и XT
Просмотров: 34
0 0
Время Чтения:12 Минут, 6 Секунд

Мы провели тестирование видеокарт AMD Radeon RX 7900 XTX и RX 7900 XT и готовы поделиться полными результатами — всего за день до официального запуска. Новейшая архитектура RDNA 3 от AMD и карты серии RX 7900 уже вступили в соревнование с архитектурой Ada Lovelace от Nvidia и GeForce RTX 4080, пытаясь занять место в нашем списке лучших видеокарт.

Однако AMD не собирается конкурировать с GeForce RTX 4090, которая занимает лидирующую позицию в нашей тестовой иерархии GPU. Представители AMD отметили, что они не считают необходимым соперничать с картой, стоимость которой составляет 1600 долларов или больше. Кроме того, некоторые высокопоставленные сотрудники компании подчеркивают, что чип Nvidia AD102 оказался «больше, чем ожидалось» и, по сути, недостижим.

Для многих читателей новые видеокарты AMD RX 7900-серии также могут быть недоступны. Несмотря на то что их стоимость ниже, чем у RTX 4090 и 4080 от Nvidia, начиная с 899 долларов за менее мощную RX 7900 XT, эти карты явно не ориентированы на массовый рынок геймеров. Скорее всего, эта задача ляжет на будущие видеокарты Navi 32 или RX 7700/7800-серий. Если вы хотите заполучить самую быструю видеокарту от AMD, готовьтесь потратить приличную сумму.

Мы уже подробно освещали архитектуру RDNA 3 и провели предварительный обзор карт, так что, если вы хотите быть в курсе, начните с этих статей. Теперь, имея реальное оборудование и множество бенчмарков, мы готовы к основному событию. Но у нас есть еще несколько замечаний, и мы начнем, как всегда, с характеристик новейших видеокарт AMD, а для сравнения добавим данные о Nvidia и некоторых графических процессорах предыдущего поколения.

Технические характеристики графических процессоров AMD и Nvidia Ada

ВидеокартаRX 7900 XTXRX 7900 XTRX 6950 XTRTX 4090RTX 4080RTX 3090 TiRTX 3080 Ti
АрхитектураNavi 31Navi 31Navi 21AD102AD103GA102GA102
Технология процессаTSMC N5 + N6TSMC N5 + N6TSMC N7TSMC 4NTSMC 4NSamsung 8NSamsung 8N
Транзисторы (млрд)45.6 + 6x 2.0545.6 + 5x 2.0526.876.345.928.328.3
Размер кристалла (мм²)300 + 222300 + 185519608.4378.6628.4628.4
CU / SM968480128768480
Шейдеры GPU122881075251201638497281075210240
ИИ / Тензорные ядра19216880512304336320
Устройства трассировки лучей968480128768480
Частота разгона (МГц)2500240023102520250518601665
Скорость VRAM (Гбит/с)2020182122.42119
Видеопамять (ГБ)24201624162412
Ширина шины VRAM384320256384256384384
Кэш L29680128726466
ROP192192128176112112112
TMU384336320512304336320
TFLOPS FP3261.451.623.782.648.74034.1
TFLOPS FP16 (FP8/INT8)123 (123)103 (103)47.4661 (1321)390 (780)160 (320)136 (273)
Пропускная способность (ГБ/с)96080057610087171008912
ТВР (Вт)355315335450320450350
Дата запускаДек-22Дек-22Май-2222 окт.Ноя-22Мар-22Июн-21
Стартовая цена999 $899 $1099 $1599 $1199 $1999 $1199 $

Спецификации новинок AMD содержат множество деталей, но в этом обзоре мы сосредоточимся на новых чипах. RX 7900 XTX использует полностью активированный Navi 31 GCD (графический вычислительный кристалл) вместе с шестью MCD (кристаллами памяти), тогда как 7900 XT отключает 12 вычислительных блоков (CU) в GCD и один из MCD. Несмотря на это, все шесть MCD остаются, чтобы обеспечить равномерное распределение тепла от радиатора, но один из них может оказаться неработоспособным.

Количество шейдеров GPU представляет собой одну из отличительных черт архитектуры. AMD утверждает, что на каждом CU по-прежнему располагается 64 потоковых процессора (SP), но теперь также добавлены четыре векторных блока SIMD32 на CU — из которых два могут выполнять только FP32 или матричные операции, но не INT32. Мы будем называть каждый из них шейдером GPU, что соответствует информации AMD о пиковом показателе пропускной способности в 61,4 терафлопса FP32 для 7900 XTX. Это напоминает подход Nvidia с архитектурами Ampere и Ada, поэтому важно понимать, что официальное количество SP больше не обязательно соответствует реальному количеству шейдеров GPU.

Также появились новые сведения о «ускорителях ИИ», входящих в архитектуру RDNA 3. В кратком изложении, они перераспределяют блоки SIMD32 для выполнения матричных операций, а не FP32 (или FP16). Ускорители поддерживают форматы BF16 (16-битный brain-float) и INT8 наряду с FP16. Все три формата (FP16/BF16/INT8) обладают одинаковой пиковой пропускной способностью, которая в два раза выше, чем у FP32 с плавающей точкой одинарной точности.

Что касается различий между предыдущей поддержкой FP16 и поддержкой AI Accelerator FP16, основное отличие заключается в оптимизации пропускной способности и снижении энергопотребления благодаря новым инструкциям, которые поддерживаются в матричном режиме. Однако пиковые показатели FP16/BF16 все же значительно ниже, чем у RTX 4080 и 4090. Также на данный момент сложно найти программное обеспечение, использующее AI Accelerator на графических процессорах AMD RDNA 2 и RDNA 3, поэтому нам, возможно, придется вернуться к этой теме позже.

Одним из ключевых преимуществ RDNA 3 и Navi 31 является внедрение чиплетной архитектуры. Это разделение памяти и кэша от других функциональных блоков графического процессора может помочь снизить стоимость, по крайней мере, для AMD. Более того, такая схема может стать основой для более мощных будущих решений. Однако стоит отметить, что использование чиплетов, похоже, влечет за собой некоторые компромиссы в производительности.

Не будем забегать слишком далеко, но при взгляде на технические характеристики становится очевидным, что 160% увеличения теоретической вычислительной мощности и 67% роста пропускной способности памяти по сравнению с RX 6950 XT не совсем соответствуют реальным тестам AMD. В большинстве случаев прирост составляет 50–80% в различных играх, в среднем около 60%. Это может быть связано с дополнительными накладными расходами и задержками, возникающими из-за чиплетной структуры. Иными словами, чиплеты RDNA 3 напоминают чиплеты Zen 2, а не более продвинутые Zen 3 или Zen 4, которые показывают впечатляющие результаты в процессорах AMD Ryzen.

Также произошло небольшое изменение в спецификациях RX 7900 XT. Изначально AMD заявила, что мощность платы (TBP) составляет 300 Вт, но затем повысила этот показатель до 315 Вт, объясняя это увеличением производительности при незначительном росте энергопотребления.

Теперь поговорим о ценах и возможностях производительности. Мы не остались в восторге от «снижения» RTX 4080 от Nvidia, которое привело к росту цен на графические процессоры этой серии. В то же время RX 7900 XT от AMD может оказаться не менее проблемным. На бумаге у него на 17% меньше памяти и пропускной способности, а также на 16% ниже вычислительной производительности. Несмотря на это, экономия в цене составляет всего 10%. Таким образом, как и в случае с RTX 4090, который может быть более выгодным вариантом от Nvidia, большинству покупателей RX 7900 XT, вероятно, будет разумнее добавить еще 100 долларов для покупки модели XTX.

Игровые тесты 4К

С учетом соотношения цены и производительности, целесообразно начать с тестирования в 4K на почти максимальных настройках. Трассировка лучей без какого-либо масштабирования может оказаться слишком сложной задачей для видеокарт 7900, и ограничения по времени не позволили нам полностью протестировать такие технологии, как FSR или RSR. Тем не менее, мы в первую очередь заинтересованы в FSR2 и планируем провести дополнительные тесты в играх, которые его поддерживают, в ближайшие дни.

В наших диаграммах выделены карты RX 7900, а для результатов Ryzen 9 7950X использованы инверсные цвета. Пока не было времени полностью обновить все диаграммы, таблицы и результаты в нашей тестовой иерархии GPU, но мы исправим это позже сегодня. (К вашему сведению, сейчас 5 утра, и я не спал.)

При просмотре результатов тестов растеризации новые графические процессоры AMD демонстрируют неплохие результаты. RX 7900 XTX, по сравнению с более дорогой RTX 4080, выигрывает в пяти из девяти протестированных игр, в результате чего занимает общее первое место. Хотя разница незначительная — всего 3,7% — стоит обратить внимание на конкретные результаты и типы игр, в которые вы действительно играете.

Четырехпроцентное преимущество над RTX 4080 означает, что RTX 4090 все еще остается лучшей по производительности для тех, кто готов заплатить на 60% больше. В то же время RX 7900 XTX демонстрирует 39%-ное улучшение по сравнению с RX 6950 XT, с колебаниями от 22% (в Forza Horizon 5) до 52% (в Flight Simulator и Total War: Warhammer 3). Также стоит отметить, что она на 22% быстрее RTX 3090 Ti, которая показала значительное снижение производительности в 4K из-за проблем в Forza.

Несмотря на впечатляющие результаты новых видеокарт AMD RX 7900 в играх с растеризацией, трассировка лучей продолжает набирать популярность, и это безусловно является сильной стороной последних моделей RTX 40 от Nvidia. На самом деле, карты 7900 не предназначены для выполнения трассировки лучей в 4K без масштабирования; даже более мощная XTX едва достигает в среднем 30 кадров в секунду в наших тестах.

RX 7900 XTX отстает от RTX 4080 на 27%, а 7900 XT уступает еще больше, имея разницу в 37%. Не стоит даже упоминать RTX 4090, но, возможно, это и стоит сделать? Она практически вдвое быстрее RX 7900 XTX в наших 4K тестах и на 125% быстрее 7900 XT, причем все это без использования DLSS или других методов масштабирования, таких как FSR2.

Хотя это одни из самых требовательных игр с трассировкой лучей, именно в таких играх RT демонстрирует наибольшую пользу. Игры, такие как Dirt 5, Godfall, Shadow of the Tomb Raider и другие, которые делают лишь незначительные попытки реализовать RT, зачастую предлагают визуальные эффекты, близкие к хорошей растеризации. В частности, трассировка лучей значительно улучшает отражения и непрямое освещение.

В сравнении с предыдущим поколением, AMD RX 7900 XT на 30% быстрее 6950 XT, в то время как 7900 XTX демонстрирует улучшение более чем на 50%. Тем не менее, даже RX 7900 XTX не может обойти RTX 3090 Ti, и, вероятно, будет находиться на одном уровне с RTX 3090 по общей производительности в трассировке лучей.

Игровые тесты 1440p

Интересная ситуация наблюдается при тестировании в разрешении 1440p: производительность становится более ограниченной со стороны процессора, и самые мощные видеокарты уже не могут раскрыть весь свой потенциал. RX 7900 XTX всего на 10% быстрее RX 7900 XT в тестах на растеризацию, и в некоторых играх, таких как Far Cry 6 и Flight Simulator, они показывают практически одинаковые результаты.

XTX сохраняет незначительное преимущество в 3% над RTX 4080, тогда как 7900 XT в целом отстает на 6%. В сравнении с предыдущим поколением, 7900 XT демонстрирует лишь 12%-ное улучшение по сравнению с RX 6950 XT, что подчеркивает сложности, связанные с ценностью этих предложений. RX 6950 XT можно найти по цене ниже 800 долларов, например, модель ASRock RX 6950 XT Formula на Newegg стоит именно столько.

С учетом того, что праздничный сезон покупок уже начался, на рынке вновь наблюдаются странности. При сопоставимой цене RX 7900 XT мог бы стать очевидным выбором против 6950, но когда он оказывается на 100 долларов дороже, его привлекательность снижается. Интересно будет наблюдать, как будут изменяться цены в ближайшие недели.

Трассировка лучей по-прежнему в значительной степени зависит от возможностей графического процессора, поэтому разница в производительности между различными моделями остается не слишком заметной. Радует то, что, хотя трассировка лучей в 4K может вызывать сомнения, на 1440p она вполне реальна. В среднем RX 7900 XTX демонстрирует 60 кадров в секунду в нашем тестовом наборе, в то время как RX 7900 XT показывает чуть больше 50 кадров. Масштабирование, конечно, могло бы улучшить ситуацию, но большинство игр на 1440p с трассировкой лучей играемы.

RTX 4080 по-прежнему опережает своих соперников на 33% в общем, и разница может увеличиваться до 50% или даже 60% в некоторых проектах, таких как Minecraft и Cyberpunk 2077. Новинка от AMD, RX 7900 XTX, почти догоняет флагмана предыдущего поколения от Nvidia, RTX 3090 Ti, однако по производительности трассировки лучей AMD все равно отстает на одно поколение.

Игровые тесты 1080p

Игры в 1080p не являются основной задачей для этих видеокарт. Хотя игры с трассировкой лучей на максимальных настройках остаются требовательными, многие проекты начинают испытывать узкие места по ЦП даже с менее мощными GPU. RX 7900 XTX смогла сократить разрыв с моделью XT всего на 7% и обгоняет 6950 XT лишь на 16%. Говоря о производительности, разница с RTX 4090 уменьшилась до всего 5%.

Даже для киберспортивных дисциплин, где важна высокая частота обновления, такие карты, как 7900 XTX, не всегда оправданы. Большинство киберспортивных игр достаточно легкие, чтобы вы могли достичь 300 кадров в секунду даже с довольно скромной видеокартой. Кроме того, стоит помнить, что вам нужен монитор с высокой частотой обновления, чтобы преимущества в 200+ кадров в секунду стали заметны.

В заключение, если вы планируете приобретение RX 7900 XTX, стоит рассмотреть дисплей с разрешением не менее 2560×1440, а возможно, даже 3440×1440.

Заключение

AMD представила карты RDNA 3, которые уже доступны на рынке, и хотя они предлагают значительные улучшения, есть и несколько неожиданных моментов. Дискуссии об архитектуре чиплетов указывают на то, что AMD снижает свои расходы по сравнению с традиционным монолитным дизайном, возможно, жертвуя производительностью. Интересно, каковы были бы результаты без использования чиплетов, но именно этот вариант нам и предложен.

В линейке RX 7900 AMD выпустила две довольно разные модели. Для меня наиболее привлекательной является «карта Halo». Хотя она стоит на 100 долларов дороже, это всего лишь 11%-ный рост цены. Взамен вы получаете на 17% большую производительность и на 20% больше памяти — что значительно лучше по сравнению с предыдущей серией RX 6000.

RX 6800 XT, предположительно, была оценена в 649 долларов, в то время как RX 6900 XT, обладая аналогичным объемом памяти, предложила лишь 7% прироста производительности в наших тестах, но уже за 999 долларов. Это типичный случай, когда цена существенно увеличивается с минимальным приростом производительности. Судя по всему, и Nvidia, и AMD отказались от этого подхода в новом поколении.

Очевидно, что за последние два года дефицита графических процессоров у некоторых производителей могла возникнуть мысль, что видеокарты должны стоить больше. Прогнозируемые розничные цены на большинство пользовательских дизайнов серии 7900, вероятно, превысят 1000 долларов, если только предложение не будет значительно превышать спрос.

Согласно последним слухам, AMD планирует выставить на продажу как минимум 200 тысяч графических карт, начиная с 13 декабря. Хотя точное количество доступных RTX 4090 и 4080 неизвестно, цифра в 200 тысяч выглядит гораздо более амбициозной по сравнению с предыдущими запусками AMD. Это связано с тем, что текущая модель кажется наиболее конкурентоспособной среди потребительских графических процессоров, которые AMD выпускала за последнее время. К сожалению, не у всех есть возможность раскошелиться на $899 или более $1199 за продукты от Nvidia.

Обзор RX 7900 XTX получил 4 звезды, так как эта модель является наиболее успешной из двух. В то время как RX 7900 XT оценивается в 3 или 3,5 звезды. Потеря производительности в обмен на экономию в 100 долларов при цене карты почти в тысячу долларов (или выше с учетом налогов и цен на модели от AIB) выглядит не очень выгодной. Добавив еще 100 долларов или больше, RX 7900 XT мог бы стать более интересным вариантом.

Если вы не хотите тратить на видеокарту сумму, вдвое превышающую стоимость консолей текущего поколения, не расстраивайтесь. Nvidia, похоже, готовит к выходу RTX 4070 Ti, а также базовую версию RTX 4070. Надеемся, это поможет снизить цены до уровня около 500 долларов. Если Nvidia не сделает этого в ближайшее время, то AMD, вероятно, предложит карты Navi 32 и «RX 7700» или подобные в первом квартале 2023 года.

В конечном итоге, серия RX 7900 помогает сократить разрыв, который образовался между Nvidia и её RTX 4090 и 4080. Если вам нужна самая мощная карта, не обращая внимания на цену, RTX 4090 остается бесспорным лидером. Тем не менее, за сумму менее тысячи долларов RX 7900 XTX предлагает множество впечатляющих возможностей и по-прежнему конкурирует с более дорогой RTX 4080. Просто имейте в виду, что вы потеряете в производительности при трассировке лучей и надеетесь на успех FSR2 в сравнении с DLSS.

Об авторе

Геймер

Делюсь интересными новостями из игровой индустрии
Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %